В философском понимании, различные виды боевых искусств, считаются видом деятельности, предъявляющей к человеческому потенциалу максимальные требования, так как требуют гармоничного развития, как физического тела, так и его личности, психики, умственных способностей. Существуют виды боевых искусств, основной задачей которых, является самовыражение и развитие человека через поединок. Прежде всего, это поединок с самим собой и своими слабостями, победа над которыми является одним из основных критериев успеха и прогресса, наряду с эффективностью в бою.
Существуют разные виды боевых искусств, так называемые "внутренние стили" и "внешние стили", что это такое? Под "внешними" видами боевых искусств, подразумеваются боевые или спортивные системы, существующие только, как рукопашный (или вооруженный) бой, то есть приемы рукопашного боя, их систематизация и их соединение с движениями, тактика, стратегия и специальные способы физической подготовки. Если рассмотреть внутренние стили, то во "внутренних" видах боевых искусств к чисто прикладной технике добавляется еще философские идеи, работа с осознанием, психикой и т.п. Все это очень тесно увязано.
Если честно, то грань между понятием "внутренние стили" и понятием "внешние стили" настолько размыта, что, скорее всего, чистых "внутренних" и чистых "внешних" стилей просто не существует. Дело, видимо, лишь в расстановке акцентов, либо в сторону чистой прикладухи (внешнее проявление любого вида боевого искусства), либо в сторону философии, психологии, работы с энергией и т.д.
Виды спортивных единоборств и чисто военные, как правило, принято относить к «внешним» направлениям единоборств. Это и понятно, суть спорта соревнования и шоу. Эффективность и зрелищность (пусть и в рамках правил) здесь крайне важна. Хотя, и профессиональный бокс имеет свою философию, требует от спортсмена огромной дисциплины и работы над собой. Приемы самообороны, самооборону и различные ее направления так же причисляют к "внешним".
Если бы йога была боевым искусством, то это был бы яркий пример чисто «внутреннего» стиля, а так, синъи-цюань, багуа-чжан, тайдзы - типичные примеры «внутренних» видов боевых искусств. Кстати, надо заметить, что все эти стили имеют тесную связь с даосскими учениями.
Не важно, что вы можете сделать с другими при помощи искусства, важно, что искусство сделает из вас. Так обычно говорят представители «внутренних» стилей. Но постойте,- сказала практичная (как правило, западная) логика приверженцев «внешних» стилей, это же БОЕВОЕ искусство! Что толку от саморазвития, если нас побьют. Не надо мешать все в кучу, бой есть бой. Будем отрабатывать прикладуху и точка! На что адепты «внутреннего» направления отвечают: «А мы не пойдем туда, где нас могут побить». Ну что на это скажешь... Такие споры ведутся давно и, как правило, безрезультатно. Возможно, это просто столкновение двух непохожих взглядов на устройства мира и оба направления по-своему правы. А может быть, все опять сводится к золотой середине?
Каким видом боевого искусства пойти заниматься? Какой стиль самый крутой и принесет мне больше пользы? Какие приемы самообороны и нападения наиболее эффективны? Эти вопросы волнуют как «чайников», так и людей, имеющих некоторый опыт. Важно понимать, что любые виды боевых искусств, приемы самообороны это просто набор техник, способов тренировок, идей и принципов, помогающих новичку избежать наиболее часто встречающихся ошибок, заставляет его прогрессировать в нужном направлении. Почему же тогда существует такое огромное количество стилей, так не похожих друг на друга? Этому способствует целый ряд причин.
Во - первых, невозможно свалить в кучу огромное разнообразие техник, чтобы это заработало... Приемы должен подходить друг к другу, иначе будут конфликты. Это значит, что в каждом стиле (если это действительно стиль, система) присутствуют базовые принципы, объединяющие технику, тактику, характер движения, существует своя подача материала при обучении. Именно такой подход к построению стиля делает его СИСТЕМОЙ, формирует, свойственный только ему характер и манеру боя, узнаваемый рисунок движений. Потом у разных стилей и направлений боевых и спортивных единоборств разные задачи, цели и условия в которых приходится действовать. Существует специализация,
в спортивных направлениях есть правила, ограничивающие или, вовсе запрещающие некоторые технические действия. По сути, каждый стиль кунг фу, школа боевого искусства просто по-разному систематизируют и отбирают одни и те же приемы и принципы, из которых эти техники выходят. С ростом мастерства само понятие стиль отпадает, профессору уже не нужна азбука для начальной школы. У мастера вырабатывается своя уникальная манера ведения боя, хоть и основывающаяся на тех базовых навыках, которые ему заложили при обучении в его школе боевого искусства или спортивном единоборстве). Видели большого мастера бокса Роя Джонса на ринге? Его стойка и стиль совсем не похожи на общепринятые в боксе.Это, скорее всего какой-то новый стиль кунг-фу.
Если говорить про виды боевых искусств, как о способе преподавания, то лучше выбирать ту, которая вам понятна. Это поможет подобрать вам нужную направленность, с учетом индивидуальных предрасположенностей, ускорит формирование собственной манеры ведения боя. А приемы и принципы действительно одни и те же, это определяется природной общностью людей, как вида. Как говорится, у всех ноги и руки гнутся в одну и ту же сторону... Именно поэтому на разных континентах люди разных цивилизаций, не имеющие между собой контактов, изобретали одни и те же приемы и схожие виды боевых искусств.
|