Боевые искусства. Основные рекомендации для построения собственного стиля боевого искусства, как наиболее результативного подхода в совершенствовании индивидуального мастерства.
Боевые искусства
Говоря о построении собственного стиля, имеется в виду, не изобретение новых приемов и техник. Так как в спортивных и традиционных единоборствах, на сегодняшний момент, можно отыскать практически любые формы движений, приемов атаки и защиты, а также тактических рекомендаций и методик тренировки. А об отборе способов систематизации приемов и самих технических действий, под себя.
Боевые искусства, собственный стиль. В принципе, стилей тоже существует великое множество. Под стилями подразумеваются различные систематизации приемов, тактик, стратегий, методик тренировки, передвижений, психологической подготовки, ключевых идей. Все это имеет тесную взаимосвязь и порождает особый «путь воина», образ жизни. Но, если рассматривать стиль в более узком ключе, как СИСТЕМУ рукопашного боя, то такой стиль имеет несколько упрощенный вид. Это систематизация приемов АТАКА-ЗАЩИТА-ДВИЖЕНИЕ на каких-то ключевых идеях, которые порождают стратегию и тактику стиля, именно о таком стиле здесь идет речь.
Боевые искусства и собственный стиль. Собственно, зачем создавать свой собственный стиль, когда существуют сотни, если не тысячи, уже придуманных стилей? Ответ прост, помимо общих принципов (верных для всех людей в целом), существуют еще частные принципы (верные только для конкретного человека, они связаны с его индивидуальными особенностями). Так что, окончательную «доводку» до мастерства надо шлифовать работой над собственной индивидуальностью, хотя на первых порах все начинают с базы, школы. С развитием такой индивидуальности многие мастера часто приобретают собственное видение систематизации ключевых идей боевого искусства и начинают преподавать свой подход, при наличии последователей формируется традиция со своей школой. Такие стили называют традиционными, то есть, имеющие свою историю с устоявшимися методиками преподавания.
Так или иначе, любые боевые искусства сводятся к тому, чтобы выстроить и вовремя использовать оптимальную боевую структуру, с помощью каких-либо перемещений и не дать противнику выстроить и использовать свою. Если исходить из этого, то все боевые искусства равны. Под боевой структурой подразумевается выгодное положение тела в пространстве для атаки или защиты.
Наша задача выбрать для себя, с учетом индивидуального строения тела и природных предрасположенностей, самые экономичные и наиболее эффективные техники, создать свой собственный стиль. И объединить их с помощью основных базовых принципов. Такой подход даст атлету возможность быстро прогрессировать и достигать высоких результатов в любой дисциплине, будь-то спортивный бокс или традиционное кунг фу, каратэ или борьба и даже других видах деятельности, требующих физической активности. Основная цель такого подхода максимальное раскрытие индивидуальных предрасположенностей и талантов отдельно взятого атлета. На первом этапе попробуйте выявить свои сильные и слабые стороны. Это касается не только характеристик физической подготовки и параметров строения тела, но и психические особенности, уровень переносимости нагрузок, здоровье и другие плюсы, и минусы вашего организма. Если вы уже занимались боевыми искусствами, проанализируйте, какие техники (приемы, стратегия, тактика) получаются у вас лучше. Ориентация на выработку собственного стиля и манеры не означает, что надо пренебрегать остальными необходимыми параметрами, их нужно поддерживать хотя бы на необходимом минимуме.
Например, в традиционных стилях боевых искусств, таких как кунг фу, ушу, некоторые виды каратэ, часто наблюдается картина, когда не уделяется необходимого внимания элементарной физической подготовке и постановке удара, в результате, даже при огромном арсенале техник, эти стили не воспринимаются как боевые. Именно такие перекосы приводят к тому, что мало какой ушуист или каратист может соперничать с хорошим боксером или борцом. Именно здесь кроется еще одна польза от создания новых стилей. Традиционные стили, имеющие очень древние происхождение, но утратившие по какой-либо причине свой «естественный отбор»- проверку на практике, в жизни или проверку в спорте (для спортивных единоборств), приводит к тому, что стиль теряет свой изначальный смысл, его цели часто искажаются. Такая система либо приобретает форму «ритуала» (своего рода дань традиции) или перестает существовать. Поэтому новые стили, способны «оживить» забытые идеи. Для боевых искусств такая «новая кровь», также полезна, как в селекции ). Вот, две основные пользы от новых стилей:
1) Новый стиль, как индивидуальный стиль, делает из бойца мастера.
2) Будущий традиционный стиль, поддерживает идеи боевого искусства в их истинном понимании, а в случае спорта может стать новой зрелищной, позитивной дисциплиной.
Основная прикладная стратегия. Боевые искусства. В ситуации реальной уличной драки или реальной ситуации самообороны, то практически все ситуации оканчиваются успехом лишь в случае немедленной и решительной контратаки или даже упреждающей атаки. Можно сказать, что в ситуации уличной драки (особенно с несколькими нападающими) боец, делающий более одного защитного действия подряд, потеряют инициативу и получит повреждения даже в том случае, когда он существенно превосходит противника по росту, весу, силе, другим физическим показателям и даже превосходит нападающих в мастерстве. Тот же принцип относится и к применению финтов. Их количество также должно быть не более одного, и за ним, а то и одновременно с ним, также немедленно должна следовать атака. Иначе противник как минимум отскочит, и вам придется начинать все заново, только с гораздо меньшими шансами на успех. Как максимум же вы в ответ на свой финт получите встречный удар, или окажетесь в захвате... Причем даже неопытный противник, вполне может вас толкнуть, с перепугу выставить растопыренные пальцы и угодить в глаз, или грохнуть по голове, оказавшимся в руке предметом. Поэтому финты должны быть такими, чтобы они прямо по ходу могли превратиться в реальную атаку. Исходя из выше сказанного, все защиты, атаки и финты должны быть максимально простыми, быстрыми и эффективными. А последовательность и стратегия всех действий сводится к следующему.
1. Скрытая атака. То есть, готовность нанести первый, лучше скрытый удар (или другое действие) с целью пресечения боя. Этот аспект боевых единоборств относится, в основном, к самозащите и военно-прикладным дисциплинам.
2. Контроль над движениями противника в бою. Осуществляется любыми действиями, заставляющими соперника искать равновесие, а самому, при этом, находиться в выигрышной позиции для атаки-защиты. Такая стратегия возможна только при наработке тактильного чувства соперника, в основном, с помощью борцовских техник. Заставляя противника искать опору, вы не даете ему успешно атаковать вас. И, есть еще третий принцип, который тесно связан с предыдущими и известен всем. Нанесение повреждений ударом или просто болевые воздействия, приводящие к неспособности противника нанести вам вред. Для того чтобы научиться хорошо плавать, тренироваться нужно в воде. Имеется в виду, что среда, в которой происходит действие, должна обязательно присутствовать. В боевых искусствах это тоже работает. Если хотите драться на улице, нужно тренироваться на улице. Уличные условия можно создавать, как в спортивном зале, так и в любом другом месте, где вы тренируетесь.
Если общая прикладная стратегия едина для всех видов боевых искусств, то тактика требует особой проработки, в случае построения индивидуального стиля или просто выборе уже существующего. Дело в том, что это наиболее важное поле деятельности. Технический арсенал приемов определяет тактику и формирует характер будущих передвижений в стиле, определяет собственный стиль. Но самым первым шагом в построении системы должно быть, именно, выбор будущей тактики. Это заложит основу того, какие вы выберете приемы и способы воздействия в дальнейшем, исходя из этого, потом, сформируется характерная манера передвижения.
Теперь давайте разберем базовые движения. Как набрать и быстро освоить разнообразие техник, которые предлагают приемы рукопашного боя? Секрет в том, что не нужно учить их один за другим. Достаточно просто освоить базовые и именно от них производить остальные (по ситуации). После освоения базы появится возможность спонтанно производить огромное количество техник. Вот пример. Для того чтобы научиться правильно бить ногами достаточно освоить один базовый правильный удар. Можно взять стандартный прямой удар ногой. Каратистский майгери или таэквондистский апчаги. Понять на его примере основные принципы для нанесения правильного удара. Основными принципами являются: прямой вынос колена, разворот на опорной ноге, подача таза вперед. Все это позволит максимально вложить вес в удар. Еще проще взять за образец удар коленом в тайском боксе. Тоже вынос колена, подача таза вперед. Как только вы отработайте это движение, сможете понять и наносить практически все остальные удары ногами. Используйте такой подход в обучении остальным ударам, броскам, а также при освоении тактических перемещений и комбинаций техник между собой. Правильный удар – основа. Постановка правильного удара в боевых единоборствах является первоочередной и наиболее важной задачей, особенно на первом этапе развития. Выставленный правильный удар существенно повышает степень опасности бойца, даже если остальные техники еще не достаточно изучены. Мы рассмотрим базовые принципы постановки правильного удара на примере прямого удара кулаком. Первое, что нужно знать, правильный удар рукой наносится больше с помощью ног и вращения таза, а также резкой подачи корпуса вперед (с помощью мышц пресса). Выполнение этих условий, помогает внести массу тела в удар. Руки играют роль «проводников» при сбросе ударного импульса, а также выстраивают « ударную конструкцию» (положение тела в момент удара). Еще руки могут придавать дополнительную силу к удару за счет: ускорения с помощью доталкивания костяшек кулака в цель, вращательный импульс, хлесткость и др. Их нужно использовать в зависимости от ситуации и решаемых задач. Хорошим навыком будет приучиться привязывать удар к шагу, т.е. принцип - один шаг - один удар. В дальнейшем это поможет согласовать тактические передвижения и удары руками. В момент касания ударной поверхности с целью необходимо сделать акцент - резкое напряжение всей ударной конструкции и особенно кулака. Если рассматривать общую траекторию удара, то нужно использовать принцип экономии энергии и не бороться с возникающими инерциями. Используйте небольшое круговое движение при возвращении руки назад. При промахе вы не будете терять равновесие, инерция удара послужит толчком к дальнейшим защитным действиям и атакам. При использовании принципа "замыкания круга" в ударах (удары нужно учиться бить с движения-маневра, это важнейший базовый навык", который содержат любые боевые искусства.) При этом, становится возможным, быстрый, спонтанный переход от удара к броску или захвату, используя инерцию движения. Правильный удар должен доставляться по кратчайшей траектории до цели.
Еще хочется сказать о значении формальных комплексов, которые содержат традиционные боевые искусства. Ката каратэ, таэквондо, формы ушу и кунг фу, многими воспринимаются как что-то устаревшее, ненужное и скучное занятие. На самом деле они содержат важную информацию о базовой технике и стратегии. Для обогащения своих знаний и стиля полезно понимать и правильно расшифровывать формальные комплексы разных стилей. Для человека, имеющего опыт в боевых искусствах, знакомого с теорией, это не составит большого труда. Ну, а если вы не обладаете таким опытом, можно порекомендовать, для начала, использовать опыт спортивных единоборств. Бокс и другие спортивные направления, включая «бои без правил» типа Прайд и Восьмиугольник, способны быстро показать основные пути развития техники и стратегии в единоборствах.
ММА (соревнования среди смешанных боевых единоборств), еще называются «боями без правил». Наверное, это лучший наглядный материал по спортивным единоборствам, дающий возможность отследить такие важные моменты построения системы, как, например, связь техники и стратегии. Здесь разрешены как удары, так и борьба, болевые приемы.
Боевое самбо.
|